КС РФ разрешил управление ТС под некоторыми лекарствами

КС РФ разрешил управление ТС под некоторыми лекарствами

Конституционный суд РФ обязал законодателя исправить правовой пробел, который препятствует привлечению к административной ответственности водителей после приёма сильнодействующих медпрепаратов. Речь идёт о лекарственных средствах, которые не содержат этилового спирта, наркотических и психотропных веществ, но способны серьёзно ухудшить внимание и реакцию. До внесения законодательных поправок вождение в таком состоянии не влечет правовых последствий, указал КС.

КС рассмотрел дело № 51-П/2022 по запросу Салехардского городского суда ЯНАО, у которого возникли трудности с принятием решения в отношении автомобилиста, привлечённого по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Медосвидетельствование обнаружило в организме водителя лекарственные препараты габапентин и нимесулид. Они не содержат этиловый спирт, наркотические средства либо психотропные вещества, но оказывают влияние на психофизические функции. Горсуд пришёл к выводам, что такие лекарства попадают в «серую зону» правового регулирования — законодательством не установлен точный перечень медпрепаратов, способных вызвать опьянение, но употребление которых не запрещено. Кроме того, действующее регулирование порождает чрезмерную свободу правоприменительного усмотрения и препятствует оценке гражданами правовых последствий управления транспортным средством после приёма таких лекарств.

КС по запросу нижестоящего суда проверил конституционность примечания к ст. 12.8 КоАП РФ и пришёл к следующим выводам. Действующее законодательство прямо предполагает административную ответственность только за управление транспортным средством лицом, употреблявшим алкогольные напитки, наркотические средства или психотропные вещества. Вместе с тем отсутствие в КоАП РФ нормы об ответственности за употребление лекарств, ухудшающих реакцию и внимание, осложняет обеспечение безопасности дорожного движения. Суды при наличии правового пробела склонны привлекать водителей к ответственности по таким делам без выяснения конкретных обстоятельств употребления лекарств (целей, доз, наступивших последствий и т. п.).

Это, в свою очередь, порождает неоднозначность, нечёткость и противоречивость оспариваемого регулирования, препятствует адекватному уяснению его содержания. В результате ослабляются гарантии защиты прав и свобод, что противоречит Конституции РФ.

КС обязал законодателя незамедлительно принять меры к устранению выявленного правового пробела и вытекающей из него неопределённости критериев установления состояния опьянения, вызываемого употреблением лекарственных препаратов. КС постановил, что до внесения законодательных изменений управление транспортным средством лицом, употребившим лекарственные препараты, не содержащие этилового спирта, наркотических средств и психотропных веществ, не может служить основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Источник: