Реформа представительства сторон в судах или битва АЮР с Адвокатским сообществом

Ранее мы уже писали про то, как Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» (АЮР) потихоньку подбивает клинья в работу Адвокатского сообщества. Получается самая натуральная битва Ассоциации юристов России с Адвокатским сообществом в рамках современного государства.

Хотите почитать с самого начала?

— выберите соответствующую публикацию в оглавлении.

И вот прошло некоторое время и на проект федерального закона № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», 24.10.2017 г. было приняты ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы с предоставлением нескольких заключений (с одним из документов вы можете ознакомиться на сайте наше юридического бюро далее).

В результате всего этого, рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом было принято решение об отложении рассмотрения указанного проекта Федерального закона, а затем решение внести законопроект на рассмотрение Государственной Думы (01.12.2017; декабрь; Осенняя сессия)
(Источник: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/273154-7)

Ниже приводим оригинальный текст заключения по проекту федерального закона № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», внесенному П.В.Крашенинниковым, М.Д.Ооржаком, А.Е.Загребиным и другими (первое чтение).

Экспертное заключение от 21 Декабря 2017 г. на законопроект
«Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»

Комитет Государственной Думы
по государственному строительству
и законодательству

По поручению Совета
Государственной Думы
от 24 октября 2017 г.
(протокол № 76, пункт 61)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона № 273154-7
«Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты», внесенному
П.В.Крашенинниковым, М.Д.Ооржаком, А.Е.Загребиным и другими
(первое чтение)

Проектом федерального закона устанавливаются требования к представителям граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах.

В соответствии с положениями законопроекта иностранные граждане вправе выступать представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах при наличии у таких иностранных граждан высшего юридического образования, полученного по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенной в Российской Федерации ученой степени по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование. Предлагаемая законопроектом конструкция нормы «либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют

020143735-7.162

— 1 —

юридическое образование» противоречит положениям статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), которой определяются порядок и условия признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

Так, признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее — иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее — международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 107 Федерального закона).

В случае если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона, признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка уровня образования и (или) квалификации, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации (часть 4 статьи 107 Федерального закона).

В случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их

020143735-7.162

— 2 —

обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (часть 6 статьи 107 Федерального закона).

Кроме того неясно, о какой «общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование» идет речь в статье 2, а также в статьях 3, 4, 5 и 6 (в части требований, предъявляемых к образованию иностранных граждан) законопроекта, поскольку в Российской Федерации зарегистрировано несколько общественных организаций, отвечающих соответствующим требованиям, например, Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», Общероссийская общественная организация «Объединение практикующих юристов России», Общероссийская общественная организация «Юристы за права и достойную жизнь человека» и ряд других.

Следует также иметь в виду, что ни законодательством Российской Федерации, ни проектом федерального закона не определено на каком основании и по каким критериям указанная общественная организация будет принимать профессиональный экзамен по юридической специальности у иностранных граждан, а также на каком основании и по каким критериям указанная общественная организация будет выдавать аккредитацию иностранным организациям, выступающим представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах. В статьях 3, 4, 5 и 6 (в части требований, предъявляемых к иностранным организациям) законопроекта указывается, что определять такую организацию будет Правительство Российской Федерации. В то же время, исходя из смысла указанных статей, порядок проведения профессионального экзамена по юридической специальности и аккредитации иностранных организаций, а также критерии, в соответствии с которыми будет приниматься то или иное решение, будет определять сама общественная организация.

Концепция проекта федерального закона противоречит также ряду международных договоров Российской Федерации.

020143735-7.162

— 3 —

Статья 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, измененная Протоколом от 28 марта 1997 года, закрепляет, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды… других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны. Обращаем внимание, что согласно Конвенции указанные права должны предоставляться не только гражданам, но и другим лицам, проживающим на территории Договаривающейся Стороны.

Аналогичные нормы, закрепляющие право иностранных граждан осуществлять процессуальные действия в Российской Федерации наравне с гражданами Российской Федерации, содержатся во многих двусторонних договорах Российской Федерации о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 года, Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 года).

Кроме того, ряд международных договоров Российской Федерации закрепляет признание дипломов о высшем образовании и ученых званий при поступлении на работу или осуществлении профессиональной деятельности (статьи 7 – 9, 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27.02.1996 (в ред. Протокола от 18.07.2012), статьи 8 – 12 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24.11.1998 и др.)

020143735-7.162

— 4 —

Согласно пункту 21 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) каждое государство-член предоставляет услугам, поставщикам и получателям услуг другого государства-члена режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным таким же (подобным) услугам, поставщикам и получателям услуг. Взаимное признание разрешений и профессиональных квалификаций отнесено к мерам, которые обеспечиваются планами либерализации. Полагаем, что если представительство относится к юридическим услугам, то вопрос правомерности ограничения юридических услуг на территории ЕАЭС должен решаться в рамках механизмов, предусмотренных указанным Протоколом.

Согласно статье 4, предложению первому статьи 5 и статье 6 законопроекта одним из требований, предъявляемых к лицам, которые могут быть представителями в суде, является наличие у них дееспособности, в то время как в статьях 1, 2, 3 и предложении втором статьи 5 законопроекта данное требование отсутствует.

В соответствии с требованиями статьи 2 законопроекта только иностранные граждане, имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, должны сдавать профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование. При этом в статьях 4, 5 и 6 указанное требование распространяется на всех лиц, независимо от их гражданства.

Начальник управления

Е.В.Горбачева

Давыдова М.С., Ефремова О.А., Гликман О.В., Кобякова Н.Ю.

020143735-7.162

— 5 —

Экспертное заключение на законопроект «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 24.10.2017 г.
Источник: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/273154-7

УСЛУГИ ЮРИСТА ЗАКАЗАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС

✆ +7 (499) 390-54-52

телефон юридического бюро ОЛИМП Skype юридического бюро ОЛИМП заказать обратный звонок заказать выезд юриста
Назад в рубрику ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ,про адвокатуру